|
|
|
|
 |
Анализ посещаемости сайта в период зимней сессии 2008/09 года. |
|
В этой статье я хочу поделиться теми результатами, которые были получены из анализа статистики посещений
сайта в Интернет, который проводился с технической и временной точек зрения. Технический
аспект позволяет определить требования к сайту, как Интернет-ресурсу с учетом
его группы пользователей. Временной аспект, а именно семестр, сессия и каникулы
- позволяет определить загрузку сайта, регулярность и интенсивность работы
студентов по тем или иным дисциплинам. Анализ выполнен на базе осеннего
семестра 2008 года и сессии января 2009 года.
В этом семестре я вел три потока студентов совершено различных специальностей:
Ø
поток студентов-экономистов 2 курса - предмет ”Информатика” (~100 человек),
Ø
поток информационщиков 3 курса - ”Представление знаний в ИС” (~25 человек),
Ø
поток информационщиков 4 курса - ”Информационные сети” (~25 человек).
Таким образом,общее количество обучаемых студентов было около 150 человек и все они
ориентировалис на работу с моим сайтом. Это было связано с принятой мною в этом
семестре методикой, когда все лекции читались на базе презентаций, что
позволяло не только наглядно представить информацию, но и увеличить ее объем в
каждой из лекций. Данный подход не позволял студентам вести достаточно полные
тетрадные конспекты, но при этом полные конспекты и презентации по каждой
лекции им были доступны через Интернет. Они могли их просматривать или копировать
на свой компьютер и использовать их при подготовке к экзаменам.
Анализ статистики посещений сайта начнем с момента окончания сессии и всех
дополнительных пересдач, то есть с недели каникул. Так как сайт общедоступен в Интернете,
то это означает, что его пользователями могут быть не только студенты ЛТА, но и любые пользователи Интернет.
Эта статистика нам необходима, чтобы определить фоновую группу пользователей
сайта.
География по странам и городам (с 01.02.2009 по 07.02.2009)
 |
Россия – 21, Казахстан – 1, Узбекистан – 1, Германия – 1, США - 1
|
|
 |
Санкт-Петербург – 11, Москва – 3, Владивосток – 2, Мурманск – 1,
Новосибирск - 1, Смоленск - 1, Краснодар – 1, Другие - 3
|
Изприведенных графиков видно, что за первую неделю февраля суммарная группа
пользователей из Санкт-Петербурга составила всего 11 человек, то есть менее,
чем по 2 человека в день. Но если проанализировать данные за предыдущий месяц,
а это был январь 2009 года, то есть сессия, то мы получим совершенно другие
данные.
География по странам (с 05.01.2009 по 30.01.2009)
Страна |
Посетители |
Хиты |
Загрузки |
Хиты/посет. |
Загрузки/посет. |
Россия |
251 |
95,1% |
479 |
95,6% |
568 |
96,1% |
1,91 |
2,26 |
Германия |
3 |
1,1% |
3 |
0,6% |
3 |
0,5% |
1,00 |
1,00 |
Украина |
2 |
0,8% |
8 |
1,6% |
9 |
1,5% |
4,00 |
4,50 |
Европа (не опред.) |
2 |
0,8% |
4 |
0,8% |
4 |
0,7% |
2,00 |
2,00 |
Другие |
6 |
2,2% |
7 |
1,4% |
7 |
1,2% |
1,20 |
1,20 |
ВСЕГО В ОТЧЕТЕ: |
264 |
100,0% |
501 |
100,0% |
591 |
100,0% |
|
|
В группу другие входят: Беларусь, Франция, Киргизия, Латвия, Норвегия, Швеция.
География по городам (с 05.01.2009 по 30.01.2009)
Город |
Посетители |
Хиты |
Загрузки |
Хиты/посет. |
Загрузки/посет. |
Санкт-Петербург |
201 |
80,1% |
399 |
83,3% |
473 |
83,3% |
1,99 |
2,35 |
Москва |
13 |
5,2% |
16 |
3,3% |
18 |
3,2% |
1,23 |
1,38 |
Иркутск |
4 |
1,6% |
4 |
0,8% |
4 |
0,7% |
1,00 |
1,00 |
Воронеж |
3 |
1,2% |
3 |
0,6% |
3 |
0,5% |
1,00 |
1,00 |
Ростов-на-Дону |
2 |
0,8% |
6 |
1,3% |
13 |
2,3% |
3,00 |
6,50 |
Красноярск |
2 |
0,8% |
3 |
0,6% |
3 |
0,5% |
1,50 |
1,50 |
Новосибирск |
2 |
0,8% |
2 |
0,4% |
2 |
0,4% |
1,00 |
1,00 |
Волгоград |
2 |
0,8% |
2 |
0,4% |
2 |
0,4% |
1,00 |
1,00 |
Краснодар |
2 |
0,8% |
20 |
4,2% |
26 |
4,6% |
10,00 |
13,00 |
Гатчина |
2 |
0,8% |
2 |
0,4% |
2 |
0,4% |
1,00 |
1,00 |
Саратов |
2 |
0,8% |
3 |
0,6% |
3 |
0,5% |
1,50 |
1,50 |
Казань |
2 |
0,8% |
3 |
0,6% |
3 |
0,5% |
1,50 |
1,50 |
Псков |
2 |
0,8% |
2 |
0,4% |
2 |
0,4% |
1,00 |
1,00 |
Уфа |
2 |
0,8% |
2 |
0,4% |
2 |
0,4% |
1,00 |
1,00 |
Другие |
10 |
4% |
12 |
2,5% |
12 |
2,1% |
|
|
ВСЕГО В ОТЧЕТЕ: |
251 |
100,0% |
479 |
100,0% |
568 |
100,0% |
|
|
из них на странице: |
251 |
100,0% |
479 |
100,0% |
568 |
100,0% |
|
|
В группу другие входят: Новочеркасск, Екатеринбург, Шелково, Хабаровск, Ставрополь,
Белгород, Вологда, Томск, Киров, Пенза.
Из этих таблиц уже видно, что количество пользователей из Санкт-Петербурга
существенно возросло и за 25 дней января составило 201 человек. Появляется
надежда, что среди этой группы есть кто-то из тех 150 человек, которые пришли
на сайт, чтобы почитать лекции или хотя бы узнать, когда и где они сдают
экзамен и скачать вопросы к экзамену.
Преподавателю,потратившему столько сил и времени на разработку сайта и материалов для него
было бы приятно узнать и осознать то, что он используется его студентами и
помогает им при подготовке к экзаменам. Но чтобы можно было бы ответить на этот
вопрос, давайте проанализируем распределение посетителей сайта по отдельным
датам января 2009 года
Посетители сайта (с 05.01.2009 по 30.01.2009)
На
первый взгляд, трудно получить из этого графика какую-либо информацию. Но если принять
во внимание тот факт, что экзамен по ”Информатике” - 09.01.2009 (~100
человек), ”Информационные сети” - 13.01.2009 (~25 человек) и ”Представление
знаний в ИС” - 17.01.09 (~25 человек), то график сразу оживает и может дать
много полезной информации. Характерными являются также пики графика в районе
23.01.09 и 26.01.09 – дней первой и второй пересдач. Понятен и спад после
30.01.09, когда начались каникулы.
Таким образом, не вызывает сомнения, что январская аудитория посетителей сайта в
основной своей массе представляет именно студентов ЛТА, обучающихся у автора
сайта. А если это так, то попробуем проанализировать этот график. Настораживает
тот факт, что 09.01.2009 сдают экзамен ~100 человек, а в дни до этой даты
число посетителей много меньше. Радует то, что 13.01.2009 сдают экзамен ~25
человек, а в период с 9 до 13 января посетителей сайта не менее 12 человек.
Если теперь совместить эти данные с оценками за экзамен, то корреляция явная.
Второй поток сдал экзамен без двоек с преобладанием оценок 4 и5, а первый имел
25% двоек, несколько 4 и 5, а в основном 3. Статистика сайта позволяет также
отслеживать не только пользователей, но и интенсивность их работы.
Посетители сайта и хиты (с 05.01.2009 по 30.01.2009)
Любой преподаватель знает, что во многом результат обучения зависит от
систематичности занятий. Приведенный ниже график иллюстрирует количество
посетителей сайта в период сессии, которые до ее начала уже знакомились с
материалами сайта (старые) или только первый раз зашли на этот сайт (новые).
Поток №1 показал на экзамене довольно средний уровень знаний. Но у этого же потока
наблюдается и наиболее большая группа новых пользователей в период с 5 по 8
января. То есть большая часть студентов интенсивную подготовку к экзамену
начали уже во время сессии.
Показательным является и резкое увеличение новых пользователей после 17.01.09 – дня окончания
сессии. Это те двоечники и неявившиеся, которым предстоят повторные пересдачи.
Старые и новые посетители сайта (с 05.01.2009 по 30.01.2009)
Важным для анализа посетителей сайта за заданный период является не только то – новый
он посетитель или старый, а насколько интенсивно пользуется он методической
информацией, представленной ему для подготовки к экзамену. При анализе
статистики сайта эту информацию можно получить из отчета по частоте посещений.
Частота посещений сайта посетителями (с 05.01.2009 по 30.01.2009)
 |
|
1-2 сессий в месяц |
9 |
4,7% |
|
2-4 сессий в месяц |
23 |
11,9% |
|
1-2 сессий в неделю |
32 |
16,6% |
|
2-4 сессий в неделю |
86 |
44,6% |
|
4-5 сессий в неделю |
21 |
10,9% |
|
5-7 сессий в неделю |
10 |
5,2% |
|
более 7 сессий в неделю |
11 |
5,7% |
|
Статистика сайта ”Лояльность аудитории” позволяет получить распределение посетителей сайта
по числу сессий за время его знакомства с сайтом. Из приведенной ниже таблицы
видно, что почти половина студентов заходила на сайт, чтобы одноразово скачать
ту или иную лекцию или список вопросов к экзамену.
Вместе
с тем существует и большая доля посетителей, которые имели более длительное
знакомство с материалами сайта. И, как это ни странно, эти количества
посетителей очень близко совпадают с распределением положительных оценок за
экзамен во всех трёх потоках.
Лояльность аудитории (с 05.01.2009 по 30.01.2009)
Число сессий за время знакомства с сайтом |
Посетители |
1 сессия |
187 |
49,2% |
2 сессии |
46 |
12,1% |
3-5 сессий |
59 |
15,5% |
6-10 сессий |
55 |
14,5% |
11-20 сессий |
21 |
5,5% |
21-50 сессий |
12 |
3,2% |
ВСЕГО В ОТЧЕТЕ: |
380 |
100,0% |
Отчет "Время знакомства с ресурсом" используется
для определения среднего времени, в течение которого пользователи задерживаются
на сайте. Эта информация показывает, сколь долго пользователь изучает тему,
чтобы принять решение. В зависимости от этой информации, можно планировать
эффект от работы сайта, как время задержки в принятии решения.
Время знакомства с ресурсом (с 05.01.2009 по 30.01.2009)
Время знакомства |
Посетители |
менее суток |
25 |
6,6% |
1-2 дня |
211 |
55,5% |
2-4 дня |
20 |
5,3% |
4-7 дней |
16 |
4,2% |
1-2 недели |
16 |
4,2% |
2-3 недели |
17 |
4,5% |
3-4 недели |
20 |
5,3% |
4-8 недель |
33 |
8,7% |
8-14 недель |
18 |
4,7% |
более 14-и недель |
4 |
1,1% |
ВСЕГО В ОТЧЕТЕ: |
380 |
100,0% |
Если считать удовлетворительным, хотя бы месячное или более изучение курса, то
видно, что порядка 50 посетителей составляли ядро сайта, а 18 посетителей,
знакомых с ресурсом более месяца, очень сильно совпадает с количеством отличных
оценок на экзаменах в период сессии.
Статистика
”Возвраты на сайт” позволяет наряду с рядом полезной информации ответить и на
такой вопрос, а зачем студенту в период сессии, когда у него на подготовку к
экзамену по 3-4 дня, возвращаться на сайт через 7 и более дней. Ответ может
быть только один – он либо не дошел до экзамена, либо получил два и его ждет
пересдача. И, как показали результаты сессии, статистика сайта близка к числу
пересдач в дополнительную сессию.
Возвраты на сайт (с 05.01.2009 по 30.01.2009)
Повторные посещения |
Сессии |
возврат менее чем через 1 час |
30 |
10,5% |
возврат через 1-3 часа |
53 |
18,5% |
возврат через 3-8 часов |
37 |
12,9% |
возврат через 8-24 часа |
55 |
19,2% |
возврат через 1-3 дня |
45 |
15,7% |
возврат через 3-7 дней |
23 |
8,0% |
возврат через 7-30 дней |
35 |
12,2% |
возврат более чем через 30 дней |
9 |
3,1% |
Также
на основании данной таблице можно выделить две группы студентов с различным
подходом в подготовке к экзамену. Одна из этих групп очень интенсивно
использует информационный ресурс в течение короткого интервала времени. Другая
группа периодически и регулярно использует информационный ресурс в течение всех
дней, выделенных на подготовку к экзамену.
Из этих данных можно предположить, что первая группа выкачивает данные к себе на
локальный компьютер и оперирует с ними в автономном режиме. Другая группа
предпочитает работать с методической информацией непосредственно через
Интернет.
Подводя итог количественному и временному анализу по посещаемости сайта
студентами во время экзаменационной сессии, можно отметить некоторые обобщенные
параметры, которые обычно представляются в карточке посещаемости сайта.
Карточка посещаемости сайта (с 05.01.2009 по 30.01.2009)
Посещаемость |
  |
Активность посетителей |
Посетителей |
280 |
|
Сессий на посетителя |
1,96 |
Хостов |
299 |
|
Хитов на посетителя |
3,12 |
Сессий |
549 |
|
Загрузок на посетителя |
3,63 |
Хитов |
873 |
|
Посетителей на хост |
0,94 |
Загрузок |
1017 |
|
|
|
|
Объем аудитории |
  |
Характеристики сессии |
Ядро аудитории |
55 |
|
Максимальное время сессии (мин) |
557,23 |
Недельная активная аудитория |
7 |
|
Среднее время сессии (мин) |
10,33 |
|
Максимальная длина сессии (хитов) |
40 |
Посетителей на сайте одновременно |
|
Средняя длина сессии (хитов) |
1,59 |
Максимум |
3 |
|
В среднем |
1 |
|
Минимальные и максимальные показатели посещаемости сайта
|
по часам |
по дням |
по неделям |
Посетители-MIN |
30.01.2009 21:00 - 21:59 |
0 |
31.01.2009 |
3 |
26.01.2009 - 01.02.2009 |
37 |
Хиты - MIN |
05.01.2009 0:00 - 0:59 |
1 |
31.01.2009 |
3 |
26.01.2009 - 01.02.2009 |
85 |
Посетители- MAX |
12.01.2009 16:00 - 16:59 |
10 |
12.01.2009 |
36& |
05.01.2009 - 11.01.2009 |
103 |
Хиты- MAX |
26.01.2009 22:00 - 22:59 |
24 |
08.01.2009 |
107 |
05.01.2009 - 11.01.2009 |
298 |
Здесь мы уже подходим к техническому аспекту анализа, который позволяет определить
требования к сайту, как Интернет-ресурсу с учетом группы его пользователей.
Как следует из приведенных выше таблиц, требование к серверу, на котором
размещен сайт минимальны, так как пиковая нагрузка на него не превосходит трех
одновременных подключений.
Какие
же требования должны быть к программному обеспечению, структуре и дизайну
сайта? На этот вопрос также дает ответ анализ статистики сайта, позволяющий
определять технические характеристики, подключаемых клиентов исследуемой группы
посетителей.
Браузеры и операционные системы посетителей (с 05.01.2009 по 30.01.2009)
Операционная система |
Посетители |
|
Браузеры |
Посетители |
Windows XP |
298 |
77,0% |
Microsoft Internet Explorer 7.0 |
102 |
26,4% |
Windows Vista |
74 |
19,1% |
FireFox 3.x |
92 |
23,8% |
n/a |
4 |
1,0% |
Microsoft Internet Explorer 6.0 |
54 |
14,0% |
Linux i686 |
2 |
0,5% |
Opera 9.2x |
24 |
6,2% |
Windows CE |
2 |
0,5% |
FireFox 2.x |
8 |
2,1% |
|
|
|
Safari 3.x |
4 |
1,0% |
ВСЕГО В ОТЧЕТЕ: |
387 |
100,0% |
ВСЕГО В ОТЧЕТЕ: |
387 |
100,0% |
из них на странице: |
384 |
99,0% |
|
из них на странице: |
373 |
96,6% |
Дисплеи посетителей (с 05.01.2009 по 30.01.2009)
Разрешение |
Глубина цвета |
Посетители |
1280x1024 |
32bpp |
203 |
52,9% |
1024x768 |
32bpp |
96 |
25,0% |
1024x768 |
16bpp |
19 |
4,9% |
1152x864 |
32bpp |
19 |
4,9% |
1440x900 |
32bpp |
16 |
4,2% |
1680x1050 |
32bpp |
11 |
2,9% |
800x600 |
32bpp |
11 |
2,9% |
176x220 |
16bpp |
2 |
0,5% |
234x282 |
32bpp |
2 |
0,5% |
234x320 |
32bpp |
1 |
0,3% |
ВСЕГО В ОТЧЕТЕ: |
|
384 |
1003% |
Java, Java-Script и Cookie посетителей (с 05.01.2009 по 30.01.2009)
JavaScript |
Java |
Cookie |
Посетители |
1.3 |
вкл |
вкл |
280 |
72,4% |
1.3 |
выкл |
вкл |
104 |
26,9% |
Не определено |
выкл |
выкл |
3 |
0,8% |
Из анализа этих таблиц следует, что посетители сайта наряду с Windows XP широко используют
Windows Vista. Однако начинают находить применение и Linux и Windows CE, что говорит о группе
посетителей, которые используют для доступу к сайту КПК, коммуникаторы или
телефоны. Это видно и из характеристик дисплеев, где наряду с форматом 800х600,
появились форматы 234x320,234x282 и 176x220. Это требует новых подходов к организации
дизайна сайта. С точки зрения использования на сайте процедур и функций Java-Script
никаких сложностей у посетителей возникать не должно, так как практически у всех пользователей имеется поддержка
Java-Script версии 1.3.
Хосты наиболее активных посетителей (с 05.01.2009 по 30.01.2009)
IP-адрес (хост) |
Хиты |
85.249.146.17 (17-146-249-85-dial-up.master.ru) |
76 |
9,6% |
92.100.80.229 (ppp92-100-80-229.pppoe.avangarddsl.ru) |
26 |
3,3% |
217.147.0.13 |
18 |
2,5% |
84.52.73.191 (191.73.co-location.westcall.net) |
18 |
2,5% |
92.101.58.253 (ppp92-101-58-253.pppoe.avangarddsl.ru) |
18 |
2,5% |
87.249.59.162 (162.as-59.nienschanz.ru) |
17 |
2,25% |
92.255.81.74 |
16 |
2,0% |
91.196.252.1 (c1n252.polustrovo.net) |
15 |
1,9% |
93.100.141.25 |
13 |
1,6% |
195.189.80.36 |
12 |
1,5% |
92.101.52.175 (ppp92-101-52-175.pppoe.avangarddsl.ru) |
12 |
1,5% |
92.100.73.129 (ppp92-100-73-129.pppoe.avangarddsl.ru) |
12 |
1,5% |
195.64.140.18 (ip195-64-140-18.users.dmnet.ru) |
12 |
1,5% |
85.249.146.129 (129-146-249-85-dial-up.master.ru) |
11 |
1,4% |
77.241.45.99 |
10 |
1,3% |
ВСЕГО В ОТЧЕТЕ: |
793 |
100,0% |
из них на странице: |
288 |
563,2% |
Пример анализа подключения с ряда хостов (с 05.01.2009 по 30.01.2009)
Дата – хост 217.147.0.13 |
Хиты |
06.01.2009 |
2 |
0,3% |
08.01.2009 |
18 |
2,3% |
Дата – 84.52.73.191 (191.73.co-location.westcall.net) |
Хиты |
08.01.2009 |
16 |
2,0% |
09.01.2009 |
2 |
0,3% |
Дата – хост 92.101.58.253 (ppp92-101-58-253.pppoe.avangarddsl.ru) |
Хиты |
18.01.2009 |
18 |
2,3% |
Дата – 87.249.59.162 (162.as-59.nienschanz.ru) |
Хиты |
20.01.2009 |
3 |
0,4% |
21.01.2009 |
9 |
1,1% |
22.01.2009 |
5 |
0,6% |
Анализ хостов посетителей сайта показывает, что большинство из них подключаются через
ADSL соединения или непосредственно к провайдерам
домашних сетей, то есть имеют высокоскоростной доступ к Интернет. В этих
условиях у посетителей не должно возникать никаких сложностей по доступу к
сайту, даже при загрузке flash-роликов.
|
|
|
|
|
|